«Нужно учитывать нужды клиента, но помнить и о том, куда движется организация»

Денис Камалдинов
председатель правления региональной общественной организации «Гуманитарный проект» (Новосибирская область)
Общественная организация «Гуманитарный проект», Новосибирская область. Существует с 1998 года. Основное направление деятельности – профилактика ВИЧ и иных социально-значимых заболеваний. В рамках организации действуют горячая линия и ресурсный центр, помогающий НКО и госорганизациям. Проводится бесплатное тестирование, работают группы поддержки, реализуются программы помощи уязвимым группам.

– В теме профилактики ВИЧ у нас хорошо отработан «каскад» помощи. На первом этапе мы должны охватывать значительную долю наших целевых аудиторий профилактическими и информационными интервенциями. Мы приглашаем людей на бесплатное анонимное тестирование, бесплатно предоставляем средства профилактики, которые обеспечивают безопасное поведение в контексте ВИЧ. 

Если охватываем достаточно людей, наши группы начинают регулярно тестироваться, и на это замыкается многое. Точки входа для разных групп дифференцированы. С каждой работает человек, который, как минимум, понимает специфику, а в идеале – сам принадлежит к той или иной группе, это снимает многие барьеры. Например, мы понимаем, что мотивировать потребителя наркотиков на прохождение теста сложно, потому что забота о здоровье может не входить в его первоочередные жизненные приоритеты. 

Для нас очень важно, чтобы наши консультанты были сверх толерантны в отношении всех уязвимостей, чтобы не было стигмы в отношении, например, секс-работниц, транслюдей, бывших заключённых. Это непросто, даже среди профессиональных психологов часто вылезают стигматизационные установки. 

Следующая наша задача – довести человека, у которого выявлен ВИЧ, до СПИД-центра. Тут мы прилагаем усилия, чтобы люди не потерялись. Смещаем фокус на дополнительную уязвимость в связи с трудной жизненной ситуацией, бедностью. Например, можем помочь с такси, чтобы человек точно доехал до СПИД-центра, где его под руки возьмёт наш равный консультант, поможет с постановкой на учёт, началом терапии и так далее. 

Следующий этап каскада – начало терапии, а затем – приверженность терапии (то, что человек её не бросает) и достижении неопределяемой вирусной нагрузки. Когда вирусная нагрузка неопределяемая ВИЧ практические перестает передаваться половым путем

Мы расширяем наши сервисы, если есть возможность. Например, когда началась эпидемия коронавируса, мы написали амбициозную заявку в Фонд президентских грантов, и ФПГ нас поддержал. Благодаря этому мы внедрили прямую материальную помощь нашим целевым группам. Она была в виде продуктовых наборов и наборов для женщин после родов – подгузники, заменители грудного молока. Это очень хорошо сработало как дополнительная мотивация для приверженности терапии. Теперь мы знаем, что сервис эффективен и что хорошо бы регулярно находить на него деньги. 

Механизмы стимулирования прихода в сервисы организации – бонусы, подарки и прочее – это мировой опыт. ВИЧ и другие социально-значимые заболевания часто сочетаются с трудной жизненной ситуацией и бедностью. Здесь можно апеллировать к пирамиде Маслоу. Пока у человека не удовлетворены базовые потребности, здоровье не будет в приоритете. Поэтому и появились истории с продуктовыми наборами, с оплатой такси. Иногда это могут быть подарочные карты. И ничего страшного! Мы просто понимаем, что это важно и экономически целесообразно

Даже если мы немного подталкиваем человека к тому, чтобы он узнал свой ВИЧ-статус, это всё равно выбор самого человека, а мы в итоге работаем на здоровье всего общества, на экономию бюджетных средств, предотвращая новые случаи заражения, помогая снижению доли тяжелых случаев и смертности. 

Когда есть возможность, мы передаём кейсы, наших клиентов. Например, мы знаем, кто работает с бездомными, интегрируем туда наши сервисы. Их равные консультанты проходят у нас подготовку, а затем помогают в проведении тестирований «в полях». Часто мы взаимодействуем с реабилитационными центрами. В большинстве случаев это что-то промежуточное между НКО и частным бизнесом, но там – наша целевая группа. 

Проблема перенаправления – серьёзная для нашей темы. Не всегда хватает партнёров в смежных тематиках, а у нас не хватает сил, чтобы их накрыть. Например, работа с заключёнными. Сильных организаций в Новосибирской области, которые бы работали с этой категорией, пока нет. Мы делаем точечные вещи, но полностью взять на себя блок не можем. Или люди с туберкулёзом. Точно наша группа, потому что половина больных – люди с ВИЧ. На это мы тоже пока не нашли ресурс. 

В том, что касается увеличения количества  сервисов: я считаю, что в какой-то момент нужно остановиться. Мы всё-таки ориентированы на свою миссию. Нужно учитывать нужды клиента, но помнить и о том, куда движется организация. 

Есть возможности перенаправления. Есть технологии, которые позволяют людям самостоятельно решать свои проблемы – например, группы поддержки. Мы содействуем тому, чтобы такие группы появлялись – помогаем с помещением, с поддержкой активистов. Потому что в какой-то момент это выстрелит, появятся лидеры и новые НКО сфокусированные на определенных проблемах и нам будет легче. 

Чтобы социальная помощь на государственном уровне стала более эффективной, нужно ориентироваться не на охват, а на результат. НКО в этом смысле более пластичны, и они могли бы усиливать работу государства. Например, паллиативную помощь НКО взяли на себя – и это стало лучше работать, стало меняться. Рецепт – в синтезе и взаимном усилении.