«Ну, помог ты человеку восстановить документы – и что он с ними будет делать на улице?»

Ирина Митрофанова
координатор социальной службы благотворительной организации «Территория передышки» (Пермский край)
«Территория передышки», Пермский край. Существует с 2018 года. Основное направление деятельности: помощь людям в трудной жизненной ситуации (тем, кто оказался на улице, или рискует оказаться). Специалисты организации помогают восстановить документы, найти работу или жильё. Оказывают психологическую помощь. Действует Центр дневного пребывания, где можно привести себя в порядок (помыться, постричься, постирать одежду) или бесплатно взять вещи с социального склада. 

– Мы двигаемся от запроса. Если человек пришёл ко мне с конкретной проблемой, я не могу сказать – нет, мы не будем её решать, а будем делать что-то другое. Но мы понимаем: чтобы решить одну проблему, нужно решить несколько других, и пытаемся человеку это объяснить. Берём его на социальное сопровождение, заполняем с ним договор, предлагаем разные варианты исходя из запроса. Строим план совместно, обсуждая мелкие детали. Что будет в этом случае, что будет, если сделаем так. И главные вопросы – а что дальше и что будем делать, если у нас не получится? 

Я никогда не принуждаю человека сразу идти ко мне в кабинет: «Давай-ка я тебе помогу изменить жизнь». Бывает, люди приходят просто помыться, постираться или взять одежду. Мы понимаем. Поэтому контакт налаживаем постепенно. Проводим мероприятия. Играем в настольные игры. Можем чаю налить и просто поговорить о жизни. Постепенно человек привыкает к нам. Видит, что мы открытые и не причиним ему вреда. Возможно, потом он дойдёт и до меня. 

Когда я устроилась работать, мне было сложно подступиться к людям. Я боялась обидеть, задеть, что-то не так сказать. И выбрала такую стратегию – просто выходила и начинала разговор с простой темы. Например: «Какая сегодня ужасная холодная погода!» Мы болтали, люди постепенно открывались, начинали доверять, и кто-то мог заикнуться – у меня работы нет, я бы хотел найти… Тогда я говорила – пойдёмте в мой кабинет, я предложу несколько вариантов. 

Очень важно не бросать человека, которому помогаешь. Поддерживать связь. Позвонить, спросить, что и как продвигается. Мы отслеживаем прогресс в многофункциональном кабинете соцработника – это программа, разработанная организацией «Ночлежка».

Бывает, что нам помогают коллеги из других организаций. Например, мы не работаем с с матерями с детьми, у нас нет для этого ресурса. В таких случаях подключаем организации, которые напрямую этим занимаются. Можем передать какую-то часть сопровождения. Например, у Центра социальной адаптации есть большой приют. Мы можем отправлять туда людей, а люди, живущие в этом приюте, могут обращаться за помощью к нам. 

Взаимодействуем и с госструктурами. Например, хорошо общаемся с социальными участковыми. В паспортных столах наших специалистов уже знают в лицо. Теперь помогают, идут на уступки. А в начале было сложно – у человека вообще нет никаких документов, а его просят целый пакет предоставить! Это были круги ада, по которым человек ходил и никак не мог выбраться. 

Определённые шаблоны и алгоритмы в нашей работе есть, они относятся к бюрократической работе – например, когда надо восстановить документы или заселить человека в хостел. Но взаимоотношения специалиста и клиента – это всегда индивидуальный подход. Бывает, что ни в какую не можешь выйти на контакт с человеком. Ну, не получается! Он закрывается, недоговаривает. Тогда я могу попросить помощи у коллег, передать человека им – и это срабатывает. 

Ещё мы практикуем технологию «Разбор клиента» – каждый может предложить на разбор историю человека, с которым работает, и посмотреть на проделанную работу под другим углом. Если кто-то зашёл в тупик и не знает как поступить, другие могут подсказать методы. Свежий взгляд сильно помогает. 

На мой взгляд, комплексный подход более рассчитан на успех. Ну, вот помог ты человеку восстановить документы, а человек долгое время жил на улице – и? Что он с этими документами будет на улице делать? Если ты не поможешь ему решить другие проблемы, которые возникли или могут возникнуть, то человек так и останется в прежней среде, не сможет выбраться из всей глубины проблем. Точечно воздействовать можно, но надо смотреть шире, чтобы вернуть человека в общество. Даже если он говорит: «Ну, всё, мне от вас больше ничего не надо, спасибо вам большое» – мы предлагаем варианты того, что ещё можно сделать, и всегда говорим – вы можете обратиться к нам снова, через месяц, через полгода, через год.